28 марта 2019

Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Ситуационные центры сегодня используются:

– федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);
– региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);
– крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой, транспортной и др;
образовательными учебными учреждениями и др.

Основные задачи

Основными задачами ситуационных/диспетчерских центров являются:

– мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
– моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
– экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
– управление в кризисной ситуации.

Техническое оснащение

Основными элементами технического оснащения ситуационного/диспетчерского центра является:

Экран коллективного пользования — это система мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображения, электронные карты, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде). Благодаря модульной конструкции система может конфигурироваться индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством экрана коллективного пользования является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество «окон», содержащих полноценные изображения от множества источников.

Средства видеоконференцсвязи играют одну из ключевых ролей в ситуационном центре, обеспечивая проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения.

Система звукооснащения обычно включает конференц-систему, предназначенную для проведения групповых обсуждений. При этом каждое рабочее место участника совещаний в ситуационном/диспетчерском центре оснащается отдельным микрофоном (микрофонным пультом) для выступлений. Система звукооснащения также включает системы усиления (микширования) звука и акустические системы.

Вспомогательным оборудованием являются электронные средства ввода и отображения графических данных, такие как документ-камеры, интерактивные доски и др.

Система управления ситуационного/диспетчерского центра обеспечивает взаимодействие всех элементов технического оснащения. В силу высокой сложности система управления обычно требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Направление разработки информационно-аналитических систем для ситуационных центров (СЦ) всё более популярно у властей субъектов регионов. Такие центры получают все большее распространение на всех уровнях власти и становятся одним из наиболее актуальных способов оперативного управления информацией, решения возникающих задач и повышения эффективности управленческой деятельности.

Надо отметить, что нормативными актами (в частности, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года) регламентируется создание системы распределенных ситуационных центров. Поэтому для органов государственного управления приоритетной задачей является создание и совершенствование системы взаимосвязанных ситуационных центров на всех уровнях власти, включая муниципальные образования, а также интеграция в единую систему ведомственных и корпоративных ситуационных центров.

«Этот фактор определяет высокий спрос на специальные программные решения для ситуационных центров. Такое ПО помогает оценить ситуацию в объекте или явлении, для управления которым создавался ситуационный центр, провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, альтернативных вариантов развития событий. К сожалению, уровень развития подобных продуктов в нашей стране пока не высок. Хотя в последнее время мы отмечаем значительную активность в сфере создания ситуационных центров глав субъектов РФ», – пояснил эксперт.

Поэтому многие ИТ-компании, в том числе и «Прогноз», делают в своей деятельности акцент на создании программных продуктов для ситуационных центров, позволяющих проводить оперативный мониторинг, оценку рисков и прогнозирование в социально-экономической, общественно-политической и финансовой сферах региона. Наряду с этим направлением, все более востребованы решения для обработки разнородной информации, используемой в СЦ. Это связано с тем, что руководители сегодня стремятся принимать обоснованные решения, обращаясь для всестороннего анализа ситуации к разнообразным источникам информации: от фото, видео, аудио-материалов, геопространственных данных до статистических и аналитических отчетов.

Источник: tadviser.ru